Табаков

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы своевременно получать самые свежие новости театра

Ваше имя:
Ваш e-mail:
Ваш телефон:

Биография

Основатель и художественный руководитель театра на улице Чаплыгина, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова (с 2001 г.). Ректор Школы-студии МХАТ в 1985–2001 годах. Член Совета по культуре при Президенте РФ. 

Родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. Учился в мужской средней школе № 18 города Саратова. Решающее влияние на выбор профессии оказали занятия (1950–1953) в театральном кружке «Молодая гвардия» Саратовского дворца пионеров и школьников, руководила которым педагог театрального мастерства Н.И. Сухостав, ставшая «крестной матерью» в профессии для ста шестидесяти актеров.

В 1953 году поступил в Школу-студию МХАТ на курс Василия Осиповича Топоркова. Был одним из лучших студентов. Будучи студентом-третьекурсником, сыграл свою первую роль в кино — в фильме «Саша вступает в жизнь» М. Швейцера.

В 1956 году под крышей Школы-студии МХАТ О.Н. Ефремов создал студию молодых актеров, позже преобразовавшуюся в театр «Современник». С 1957 по 1983 год Табаков являлся ведущим артистом студии, а затем «Современника». Его роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история» снискали невероятный успех.

Одновременно с этим Табаков снимался в кино, став одним из наиболее востребованных и известных артистов отечественного кинематографа. Среди его киноработ в 60–70-х выделяются роли в картинах «Шумный день» (1960), «Живые и мертвые» (1963), «Война и мир» (1965–1967), «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Семнадцать мгновений весны» (1972–1973), «Каштанка» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979).

В 1968 году по приглашению театра «Чиногерны клуб» сыграл в Праге свою самую любимую роль — Хлестакова в спектакле «Ревизор». В том же году поставил дипломный спектакль «Женитьба» в молодежной студии, набранной «Современником». Первый опыт преподавательской деятельности послужил основой для будущего.

В 1970 году, после назначения О.Н. Ефремова художественным руководителем МХАТа, был назначен директором «Современника».

В 1973 году Табаков принимает неожиданное для многих решение — взвалить на плечи еще одну ношу — обучать молодых актерскому ремеслу. Собрав команду единомышленников-волонтеров, Табаков устроил беспрецедентную акцию, объявив набор в театральную студию, и отобрал 49 человек. В этой студии при Бауманском дворце пионеров на улице Стопани дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика. Тремя годами позже на базе ГИТИСа Табаков набрал курс из двадцати шести студентов, основой которого стали те, кого он привел из своей студии.

В 1977 году при помощи начальника Бауманского РСУ Ю. Гольцмана Табакову удалось получить бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Собственными руками мастер и его курс очистили и отремонтировали заброшенное помещение, со временем превратившееся в знаменитый подвал «Табакерка».

В 1978 году состоялась премьера Подвала — спектакль «…И с весной я вернусь к тебе…» по пьесе А. Казанцева. Затем были выпущены «Две стрелы», «Прощай, Маугли!», «Страсти по Варваре».

Студенты Табакова обучались мастерству, ежедневно участвуя в спектаклях. Вскоре Подвал стал известен не только в Москве. С 1979 года о студии начали писать лучшие журналисты и критики того времени. Однако официального статуса театру не дали. Запретом В. Гришина, первого секретаря МГК КПСС, была разрушена новая, чрезвычайно жизнеспособная и талантливая актерская генерация, созданная и воспитанная Олегом Табаковым.

С 1980 по 1982 год выпускники Табакова, вынужденные разойтись по разным театрам, продолжали собираться в «Табакерке» по ночам: репетировали и выпускали премьеры.

1982 год. Табаков набирает новый актерский курс в ГИТИСе, студенты которого через несколько лет станут основой труппы нового театра.

В 1983 году Табаков принимает решение о переходе во МХАТ, куда его пригласил О.Н. Ефремов. Первой ролью Табакова стал Сальери в пьесе П. Шеффера «Амадей». Эту первую роль Табаков играет по сей день.

1986 год. Первый зам. министра культуры подписывает приказ о создании трех московских театров-студий, одним из которых стал Театр-студия под руководством Олега Табакова.

1 марта 1987 года официально открытый театр представил публике спектакль «Кресло» по повести Ю. Полякова «ЧП районного масштаба». Характеризуя свое детище, Табаков называет Подвал «нормальным, русским, традиционным, реалистическим психологическим театром».

В том же 1987 году произошел драматический раскол МХАТа на две группы. Табаков последовал за О.Н. Ефремовым во МХАТ им. А.П. Чехова. По смерти О.Н. Ефремова в 2001 году Табаков был назначен художественным руководителем театра.

Олег Павлович по-прежнему необыкновенно активен и неутомим, посвящает все свое время руководству двумя театрами, преподавательской и продюсерской деятельности, а также исполнению общественных обязанностей.

В настоящее время в стенах родного театра-студии Олег Павлович играет в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Граф Альмавива), «Дядя Ваня» (Серебряков), «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» (Плюшкин), «Сублимация любви» (Саваста) и "Год, когда я не родился" (Степан Алексеевич Судаков).